Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Лекция №9.
Лекция №9. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение,
структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
В конце XX – начале XXI века угроза глобальной войны, тем
более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Существовавшая
ранее в нашей стране система гражданской обороны (ГО) была ориентирована,
прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Однако, она активно
также участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных
бедствий. Вместе с тем, справиться в полной мере с этой работой система ГО не
могла.
Поэтому в 1992 г.
функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской
системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Силами
гражданской обороны: РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО – в военное время.
В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации
последствий ЧС природного и техногенного характера.
В феврале 1994 г.
был принят Федеральный закон «0 защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера», который стал законодательной
основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). В роли управляющего и организующего центра РСЧС выступает МЧС
России.
На МЧС России возложена организация и обеспечение выполнения комплекса
мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и
территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а
также от опасностей, возникающих при военных действиях. В ноябре 1995 года была
завершена организация Единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций. Назовем основные задачи РСЧС:
-разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных
с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций любого
характера;
-осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на
предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий,
учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также
подведомственных им объектов производственного и социального назначения в
чрезвычайных ситуациях;
-обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,
предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
-сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и
территории от ЧС;
подготовка населения к действиям при ЧС;
-прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
-создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
-осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты
населения и территорий от ЧС;
-ликвидация чрезвычайных ситуаций;
-осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС,
проведение гуманитарных акций;
-реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
-международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления по делам ГОЧС, силы и
средства страны для защиты от ЧС.
РСЧС состоит
- из
территориальных (создаются в субъектах РФ)
- и
функциональных подсистем (создаются федеральными министерствами и ведомствами);
она имеет пять
уровней:
- федеральный,
- региональный,
- территориальный,
- местный,
- объектовый.
В свою очередь, каждый уровень РСЧС имеет
- координирующие
органы,
- постоянно
действующие органы управления РСЧС,
- силы
и средства РСЧС,
- системы
связи и оповещения и резервы финансовых и материальных ресурсов.
Органы управления системы РСЧС:
- на федеральном уровне – МЧС России;
- на региональном уровне – региональные центры по делам ГОЧП'
- на территориальном уровне – министерства, комитеты, главные управления и
другие органы управления по делам ГОЧС;
- на объектовом уровне – отделы (сектора или специально уполномоченные лица) по
делам ГОЧС.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной
ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной
территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС. Режим повседневной деятельности
– при
нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической,
биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической
обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной,
радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности
возникновения ЧС. Режим чрезвычайной ситуации
– при
возникновении и во время ликвидации ЧС.
Рассмотрим основные мероприятия, осуществляемые при функционировании РСЧС.
В режиме повседневной
деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей
природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих
к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по
предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению
возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования
промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств
к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам
защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования. В режиме повышенной
готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным
ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев
РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин
ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки
предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды,
обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях,
прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению
устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий
и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС, В
режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей
экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды
в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним
территории.
Постановлением Правительства
Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. В состав сил и
средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них
обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды,
потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входят
аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения
работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в
состоянии постоянной готовности. Силы постоянной готовности могут привлекаться
МЧС России и другими органами управления по делам ГОЧС по согласованию с
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.
Специально подготовленные силы и
средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются
для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом
Российской Федерации. Силы и средства органов внутренних дел применяются при
ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными
нормативными правовыми актами РФ.
Итак, на этом уроке Вы рассмотрели основные задачи, структуру и режимы
функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Вопросы по занятию:
1. Назовите основные задачи Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
2. Из каких подсистем состоит РСЧС?
3. Охарактеризуйте режимы функционирования РСЧС.
4. Какие силы и средства могут привлекаться для ликвидации ЧС?
|
Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|