Вторник, 30.04.2024, 10:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт преподавателя-организатора ОБЖ Митяева Игоря Ивановича

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Лекция №9.

Лекция №9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

В конце XX – начале XXI века угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Существовавшая ранее в нашей стране система гражданской обороны (ГО) была ориентирована, прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Однако, она активно также участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Вместе с тем, справиться в полной мере с этой работой система ГО не могла.
Поэтому в 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Силами гражданской обороны: РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО – в военное время. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
В феврале 1994 г. был принят Федеральный закон «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В роли управляющего и организующего центра РСЧС выступает МЧС России.
На МЧС России возложена организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях. В ноябре 1995 года была завершена организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Назовем  основные задачи РСЧС:

-разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций любого характера;
-осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
-обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
-сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
подготовка населения к действиям при ЧС;
-прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
-создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
-осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
-ликвидация чрезвычайных ситуаций;
-осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
-реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
-международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет органы управления по делам ГОЧС, силы и средства страны для защиты от ЧС.

 

РСЧС состоит

  1. из территориальных (создаются в субъектах РФ)
  2. и функциональных подсистем (создаются федеральными министерствами и ведомствами);

 

 она имеет пять уровней:

  1. федеральный,
  2. региональный,
  3. территориальный,
  4. местный,
  5. объектовый.

В свою очередь, каждый уровень РСЧС имеет

  1. координирующие органы,
  2. постоянно действующие органы управления РСЧС,
  3. силы и средства РСЧС,
  4. системы связи и оповещения и резервы финансовых и материальных ресурсов.

Органы управления системы РСЧС:
- на федеральном уровне   – МЧС России;
- на региональном уровне – региональные центры по делам ГОЧП'
- на территориальном уровне – министерства, комитеты, главные управления и другие органы управления по делам ГОЧС;
- на объектовом уровне – отделы (сектора или специально уполномоченные лица) по делам ГОЧС.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС.
Режим повседневной деятельности
– при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации
– при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Рассмотрим основные мероприятия, осуществляемые при функционировании РСЧС.
        В режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.
       В режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС,
В режиме чрезвычайной ситуации:
-   организация защиты населения;

-   выдвижение оперативных групп в район ЧС;
-   организация ликвидации ЧС;
-   определение границ зоны ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Итак, на этом уроке Вы рассмотрели основные задачи, структуру и режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопросы по занятию:


1. Назовите основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
2. Из каких подсистем состоит РСЧС?
3. Охарактеризуйте режимы функционирования РСЧС.
4. Какие силы и средства могут привлекаться для ликвидации ЧС?

 

Полезные ссылки
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz